Окео: потерянный город империи Бапном

Самый популярный островной курорт Вьетнама – Фукуок – находится в Сиамском заливе, возле берега Камбоджи, но юридически относится к Вьетнаму. За этот небольшой кусок суши и раньше шли отчаянные войны, так как удобное расположение и стратегическое значение острова не давали покоя ни Таиланду, ни Камбодже, ни Вьетнаму. О последней вспышке территориальных притязаний вы можете прочитать в статье посвященной трагедии в общине Батюк, которая случилась в апреле 1978 года, и вложенная здесь на сайте.

Еще до 17 века территория дельты реки Меконг входила в состав Камбоджи, которая и называлась тогда по-другому, и по размерам была не в пример нынешним размерам королевства. Но мы хотим посмотреть еще глубже в туман веков, когда современных границ не существовала, а вьетнамский этнос не начал свой поход на юг. Это история про первую кхмерскую «сверхдержаву», империю Бапном и найденный, на месте крошечной деревни в Анзянг, крупнейший порт некогда великой страны.

Бапном – первая сверхдержава Индокитая

Территория империи Бапном

Две тысячи лет назад, в 1 – 2 веке нашей эры на территории современного Индокитая сформировалось первое «региональное» государство — кхмерское королевство Бапном. Об этом документально известно благодаря китайским летописям и дипломатическим источникам, оставленным посольством из царства У. Согласно исторической хронике, основателем Бапном был индийский брамин (жрец) по имени Куандинья, который взял в жены кхмерскую правительницу Неанг Нек, дочь короля нагов по прозвищу Ивовый Лист.

По легенде, во сне к Куандинья пришел дух и приказал сесть на большую торговую джонку и отправится на запад, в королевство Нагов. Утром он отправился в храм, где нашел красивый лук у подножия священного дерева. Затем Куандинья с командой сели на корабль и отправились вниз по реке. Королева тех мест по имени Сома (Неанг Нек), увидев богатую джонку, захотела разграбить корабль и убить гостей. Но увидев устремленные к лодке отряды Неанг Нек, Куандинья выпустил стрелу из своего божественного лука, которая с громом и молниями пронзила корабль дочери короля нагов.

Испугавшись силы противника, она сдалась на милость победителя. Ритуал требовал проигравшему полководцу полностью принять свою участь, что означало снять богатую одежду – главный признак королевской власти. Раздевшись, она встала на колени перед кораблем Куандинья, склонив голову на милость победителя. Но, тот не захотел видеть ее нагой и униженной. Он сложил кусок материи, и, облачив её в него, назвал своей женой. Они долгие годы вместе правили страной и передали власть сыну, который был основателем первых семи городов новой империи.

Экономическое могущество и территория

Потомки первого царя не уступали своему предку. К третьему веку Бапном занимал территории современной Камбоджи, севера Таиланда, юга Лаоса и дельту реки Меконг, которая сейчас является территорией Вьетнама. Как и во многих других странах региона, здесь преобладала индийская культура: писали на санскрите, почитали как Шиву, так и индийских бодхисатв, были институт брахманов и гражданских чиновников. В китайских летописях Бапном известен под названием Фунань. Китайский посол Чжу Ин описывал Фунань как настоящую империю: под управлением Бапном находились не только кхмерские, но и ранние монские и малайские государства. На севере Фунань граничила с Китаем и государствами Вьетов, а на Юге с государствами Индонезии. На востоке находилась родственная как культурно, так и экономически страна Чампа, населённая выходцами с Борнео. Фактически Империя Бапном была первой «супердержавой» Юго-восточной Азии.

Империя Бапном просуществовала почти шесть веков. Секрет успеха был в экономической мощи и эффективной системе управления таких этнически разнородных территорий в своём составе. Основа экономики Бапном было земледелие на возделываемых волами заливных полях, ловля и разведение рыбы. Здесь так же разводили птицу и занимались производством предметов искусства. Большую роль в экономике играла торговля. В дельте Меконга и возле озера Тонлесап несколько раз в год собирали урожаи риса, которые по каналам и рекам доставлялись как в города, так и отправлялись на экспорт. Об этом ученым известно по римским, индийским и другим монетам, которые находят на территории древних городов во время раскопок, свидетельствующие о широких экономических связях империи. Государство чеканило и свою серебряную монету, с изображением фазанов и лебедей. Монеты с «хамсой» — священной кхмерской птицей найдены во многих местах субиндийского региона.

Хозяйственные инструменты

Система управления и религия

Такая большая страна не могла существовать без развитой транспортной инфраструктуры. В Фунань она была в избытке: как речной, так и морской флот позволял связывать регионы и торговых партнёров в других государствах. Отдельно надо сказать про системы управления. К пику своего расцвета в пятом веке Бапном представлял собой сложную бюрократическую систему «рычагов и противовесов»: большие однородные территориальные формирования управлялись «варманами», наместниками. Им подчинялись наместники меньшего ранга «раджи» и их низшее звено «кулапати». Эти титулы не были наследственными или пожизненными, шла постоянная ротация (чаще всего насильственная и кровавая). Так что «засидеться» на тёплом месте было нельзя. Местные общинные советы и элиты быстро доставляла в столицу «сигнал» о неэффективном управлении во вверенном хозяйстве.

О материальной и религиозной культуре Бапном можно судить по большому количеству археологических находок.  Встречаются как бронзовые, каменные и деревянные скульптуры, так и керамические предметы, и ювелирные изделия. В ранний период Бапном был государством с преобладанием культа Шивы и Вишну. На месте раскопок найдены каменные статуи разных аватар этих индуистских божеств. К пятому веку сюда приходит буддизм Махаяны, и становится государственной религии, о чем свидетельствуют как статуи самого Будды Шакьямуни, так и изображения множества Бодхисатв.

Вишну (Окео)
Лакшми (Окео)

Археологическое наследие Бапном   

Существует несколько десятков районов археологических раскопок раннего кхмерского периода, которые ученые относят к времени существования государства Бапном. Они находятся как в современной Камбодже, так и на территории Вьетнама. Особенно хорошо изучен древний город этой империи на месте небольшой вьетнамской деревни Окео, которая находится всего в 70 километрах от порта Хатьен в провинции Анзянг.

Многие находки были отправлены в столицу, в исторический музей в Ханое, что-то хранится в небольшом краеведческом музее в Ратьзя и многочисленных закрытых коллекциях европейских стран. Но представление о мастерстве и искусности ремесленников можно получить даже по фотографиям из открытых источников. В самом Окео тоже есть музей, где помимо экспозиции работает постоянная комиссия из вьетнамских и иностранных ученых, ведущих работы на месте раскопок.

История открытия города Окео

Луи Марреле

История открытия древнего города в районе вьетнамской деревни Окео началась в тридцатые годы прошлого века. Тогда во время аэрофотосъёмки округи была замечена аномалия в рельефе, которая свидетельствовала о  существование тут ранее разветвлённой сети каналов и дорог, которые стекались к месту нынешней небольшой деревни. Такой масштаб строительства никак не соответствовал статусу Окео, и это привело ученых к мнению, что на месте крошечной сельской общины ранее находился большой город. Французская школа археологии на сломе веков переживала свой очередной расцвет. Анри Пармантье, первый детально описавший монументальный комплекс Ангкор Ват, фактически открыл для кхмеров их древнюю историю, и дал толчок к новому витку изучения индокитайских памятников.

Но «отцом» Окео был другой французский археолог. Луи Маллере (Louis Malleret) увлеченный ученый, секретарь, а потом и директор Французского института Дальнего Востока (École française d’Extrême-Orient) смог увидеть в фото, сделанных с самолета, закономерности, присущие древнему городу. Именно он стал главным исследователем Окео и идейным вдохновителем раскопок. Его перу принадлежат три академических труда о государстве Фунань, вышедших в пятидесятые – шестидесятые годы двадцатого века, где на основе изучения находок подробно разбираются все сферы жизни древней империи Бапном и города на берегу Кристального канала, как переводится с древне-кхмерского название местечка Окео.

Деревня Окео с высоты холма Ба
Окео с высоты горы Ба

Окео в древних источниках

Клавдий Птолемей, александрийский ученый второго века, упоминал в своих трудах по географии большой порт, который находится в дельте Меконга, не далеко от экватора. Большинство историков считают, что под названием Каттигара древний энциклопедист подразумевал именно Окео. Хотя некоторые современные исследователи оспаривают эту точку зрения, считая, что Каттигара находилась на месте современного города Хатьен, в провинции Киензянг. Эти две концепции, в сущности, не противоречат друг другу. Хатьен и Окео находятся близко друг к другу и соединены сетью каналов, что свидетельствует об их экономической близости.

Не только географы древности, но и путешественники не так отдаленные от нас в веках знали про богатство Окео. Христофор Колумб  в своем последнем, четвертом, путешествии планировал следовать вдоль побережья государства Чампа и, зайдя в Каттигару, двигаться в сторону Маллаки, где как он предполагал, проходит граница Нового и Старого света. Его целью были золотые рудники Чампы, которые описываются многочисленными путешественниками 12 – 14 веков. В июле 1507 года он писал с берегов Ямайки «Я близок к золотым рудникам Чампы, цели моего путешествия» .

Раскопки древнего порта Окео

Но вернемся в Окео. Раскопки начались в феврале 1942 года, несмотря на бушевавшую Вторую мировую войну, которая не могла не задеть колониальный Индокитай. В ходе нескольких лет были установлены границы древнего города, найдены сотни археологических находок, описаны сохранившиеся остатки зданий. Древний Каттигара был большим городом, его площадь составлял почти 450 гектаров. Жилые и хозяйственные постройки находились на берегу каналов. Это были традиционные для кхмеров конструкции на сваях, которые спасали имущество во время разлива реки в сезон дождей. Общественные здания находились ближе к горе Ба, останки ритуальных построек найдены как на самой горе, так и вокруг.

Изучая находки, Марреле пришел к выводу, что они родственны находкам на месте раскопок в округе Ангкор Борей, на территории Камбоджи, до границы с которой было менее 100 километров. Так культуру Окео  связали с культурой Пном Да. По одной из версий там находилась столица Бапном, город Вьядхапура (Vyadhapura). И в древности, эти земли еще не разделенные новыми границами, составляли одно экономическое пространство.

Площадка раскопок в Окео

Современная археология во Вьетнаме

Сейчас вокруг Окео и в других местах в провинциях Кьензянг и Анзянг снова активно ведутся раскопки. Найдены и описаны тысячи объектов материальной и религиозной культуры. Прокатившиеся по региону войны внесли свои коррективы в работу ученых. В пятидесятые с  уходом Франции из Вьетнама, «отец» культуры Окео Луи Марреле был вынужден вернуться в Париж, где продолжит научные изыскания на основании обширного материала, привезенного с собой. В девяностые годы, когда Вьетнам стал активно наращивать культурные и научные контакты, международный консорциум археологов снова стал заниматься исследованием древнего государства.

Сейчас здесь работают как французские, так и немецкие ученые. Регулярно проводятся встречи. Несмотря на то, что большинство ценных находок находится или в руках коллекционеров, или в Ханое, столичном музее истории Вьетнам, в  Окео тоже есть что посмотреть. Открыт доступ для посещения законсервированных площадок, работает небольшой музей, с тщательно проработанной экспозицией, Здесь же трудится постоянная партия вьетнамских археологов, которые активно сотрудничают с местным населений, на предмет поиска уже найденных археологических ценностей.

Места раскопок культуры Окео

Музей в Окео

Это даже не музей, а научный комплекс, где трудятся десятки ученых из разных стран. В выставочном зале есть постоянная экспозиция, которая рассказывает про главные стороны жизни древнего города. Можно посмотреть на находки, сделанные здесь и привезенные из других мест региона. Вход в музей бесплатный, вся информация продублирована на английский язык, можно приобрести книги и сувениры. Музей работает с 09:00 до 17:00 с перерывом на обед с 11:30 до 13:30. Иногда здесь проводят реконструкции ритуальных кхмерских танцев и театрализованные представления, для этого надо заранее связаться с администрацией центра по электронной почте.

Здание научного центра в Окео
Внутри музея в Окео
Оставить комментарий