Экспедиция в Анзянг: день первый

Эти путевые заметки я вёл во время своего небольшого путешествия по провинции Анзянг, куда поехал в поисках информации для книги о дельте Меконга, а так же ради подготовки экскурсионного маршрута для своего экскурсионного бюро на острове Фукуок. Это больше дневник, старый добрый лытдыбр, чем литературный текст, но здесь вы найдете полезную информацию о маршруте по провинции, фото, видео и ссылки на мои тексты, которые я писал для книги о дельте и путеводителя по Вьетнаму.

День первый: Фукуок, Хатьен, Чаудок

Я долго взвешивал все за и против: ехать со своим байком, или уже взять что-то на том берегу. С одной стороны, у меня уже был негативный опыт во время поездки в Ратьзя весной этого года. Тогда я понадеялся на случай и оставил свой мопед дома,  в итоге не смог снять байк на материке. Как только арендодатель узнавал мою цель, то требовал залог в триста долларов или валидные вьетнамские права, так как от Ратьзя до заповедника Уминьтхыонг было больше 70 км. Был риск оказаться в такой же ситуации и сейчас, во время экспедиции по Анзянг. С другой стороны, меня беспокоило и то, что нужно будет перевозить байк на пароме, да и как сложится там, тоже было не ясно. Определённого решения не было, с одной стороны мобильность, с другой стороны лишние телодвижения. 

В итоге, меня подкупили новые входящие данные, полученные во время поиска информации перед поездкой. Оказалось, от Хатьен до Чаудок ходит регулярный автобус, который отправляется с автостанции. Получалось, что уехать можно «дёшево и сердито» всего за 70 000 донгов. Забегая вперёд скажу, это и было моей ошибкой. Больше надеется на вьетнамские автобусы, и вообще систему транспорта в этой стране я не буду. Только опора на свои силы, как завещал великий учитель Ким Чен Ир.

С уверенность, что до Чаудок можно быстро и дёшево добраться на автобусе, я забронировал там отель, и заложил в бюджет поездки аренду байка на два дня прямо в Чаудок. После чего с легким сердцем купил билет на паром до Хатьен. Паром обошелся мне в 220 000 донгов (9,5 долларов). Я объективно оценил свои силы, и вместо раннего подъема, решил не геройствовать — взял билет на второй утренний рейс. Сезон закончился, и тот дикий ритм работы, что вымотал меня за пять долгих месяцев, повторять не хотелось, решил уехать в 9:45. Поэтому смог нормально выспаться, собраться, убраться дома и даже покормить кошку, после чего оставил ключ от дома в пакете с картошкой возле дома своего друга Миши, отправил ему пару инструкций и поехал в порт.

Река Хау (Бассак)

Паром в Хатьен

В порту как всегда царило деловое оживление: таксисты ластились как голодные коты к каждому проходящему, предлагая свои услуги. Продавцы лотерей ходили от стола к столу со своей пачкой билетов, туристы спешили скорее добраться до автобуса или парома, в зависимости от того — приехали они или уезжают. Я оставил мопед на стоянке, и пошёл на паром, который уже стоял у причальной стенки, по пути проклиная жару и уже истомившись от предстоящей дороги. Хозяйке на заметку, воровство байков на Фукуоке дело еще новое, поэтому можно без опаски оставлять своих двухколесных коней на пару тройку дней или даже неделю. Я постоянно бросаю мопед в аэропорту или на паромной переправе. У самого парома меня кольнуло чувство, что я забыл сделать что-то важное, покопавшись в мыслях, понял – действительно, я забыл вытащить ключ зажигания. Бегом вернулся обратно, забрал ключ от мопеда и поспешил обратно. До отхода нашей посудины оставалось пять минут, все пассажиры зашли и заняли места, тогда – то стюарды впустили «безбилетников». За кэш во Вьетнаме возможно всё.

Полтора часа внутри прошли на удивление быстро: я посвятил время чтению книги и созерцанию окрестностей, а в 11:15 мы уже прибыли в Хатьен. Здесь-то, на берегу, меня первый раз настигло разочарование за своё решение поехать без мопеда. Мутные таксисты отказывались везти «по счетчику», и требовали за 3 минутную поездку до автовокзала 100 000 донгов. Один хлыщ милосердно согласился подкинуть на байке вдвое дешевле, но как обычно, меня так разозлило это все, что я не стал торговаться и дошёл сам. Благо идти было меньше километра, и управился я за 10 минут. Дядя на мопеде все время обгонял меня и спрашивал: куда я иду, куда еду, как меня зовут. На каждый вопрос я ответом посылал его нахуй, а он со звонким смехом повторял свои заученные фразы. Было весело. Но ценное время было потеряно: автобус до Чаудок ушёл как раз 10 минут назад, а следующий был только через 2 часа. Я выдохнул, потому что особо спешить было некуда, и решил не идти проторенным путем «гнев и реакция», а расслабиться.

Автобус в Чаудок

Автобус на Чаудок

Когда я увидел автобус, то вспомнил институтские годы. На таких корейских «маршрутках» мы по часу добирались до учебы, и если в центральной части России были «Газели», то у нас в Хабаровске – такие вот продукты корейского автопрома второй свежести. Передо мной стоял старый микроавтобус, который подходит для корейцев, или вьетнамцев, чей средний рост не превышает 165 см. Но мне, человеку по русским меркам роста среднего  (183 сантиметра), путешествовать в таких катафалках настоящее мучение. Но опять забегая вперед скажу – мучиться не пришлось, мне повезло удобно разместиться в проходе, и даже полный салон не был помехой. Надо было чем-то занять следующие полтора часа, поэтому я сел в небольшом кафе, заказал себе риса с куриной ножкой, и стал ждать отправления, почитывая книжку и записывая видосы для ролика. Следующий рейс должен был отбыть в Чаудок в 13:15.

Когда мы сели в автобус я расслабился: в салоне было всего несколько человек, и я удобно разместился в проходе так, что мои длинные ноги лежали как надо. Но счастье было скоротечным. Как только автобус тронулся, стало понятно  — ехать будем долго. Около получаса мы собирали по маленьким остановкам остальных пассажиров, чего-то ждали, стоя у обочины, и вообще казалось, не планировали двигаться. Вместе с пассажирами появлялись десятки коробок, которые кондуктор ставил в проход. Уже через час я был зажат между двумя вьетнамцами, мои ноги лежали на мешке с чём-то мягким, а проход забит грузом. Кондуктор, который занимался размещением пассажиров, в обмен на деньги выдал мне билет: проезд стоил 60 000 донгов, чуть меньше 3 долларов.

Ситуация «до»
Ситуация "после"
Ситуация «после»

Дорога до Чаудок, как впрочем, любая другая дорога во Вьетнаме, это настоящая гладильная доска из песни Олега Митява. Асфальт есть, но комфорта передвижения нет, трясет так, что зубы постукивают, а во время обгона казалось, что мы вот-вот перевернемся.  Так мы ехали три часа, и только к вечеру я смог помыться и нормально поесть. Правда, автобус приехал не на автостанцию, а остановился в 5 километрах от города, и сторговавшись с очередным мототаксистом втрое, всего за 20 000 донгов мы домчались до геста. Гостиница, которую я забронировал, полностью устроила мой и так непритязательный вкус.

Чаудок: прогулка по городу

Мне достался просторный светлый номер на втором этаже, с кондиционером, большим окном и ванной комнатой со всем необходимым. Сразу на стойке регистрации услужливый парень выдал бумажку, распечатанную карту – схему на английском языке. Там была вся нужная информация: достопримечательности, ближайшие кафе и рестораны, режим работы автовокзала, какие блага за дополнительную плату предоставляет сам отель. Я мог воспользоваться услугами прачечной, магазина, арендовать мопед и велосипедов. Так проблема аренды средства передвижения была решена. Я принял душ, после чего прошёлся по городу.

Памятник рыбам на набережной Чаудок

Чаудок совсем не впечатлил, это был типичный вьетнамский провинциальный городок с одной длинной главной улицей, набережной, храмами и магазинами. Вьетнамские храмы меня давно не впечатляют, кроме тех, где есть что-то уникальное. Рынков я тоже видел достаточно. Правда плавучий рынок был на другой стороне реки, и туда я планировал съездить, как только обрету средство передвижения. Так на своих двоих в первый вечер я посетил почти все достопримечательности, которые наметил до поездки: несколько пагод, набережную со странным монументом в виде двух рыб, отель Виктория, который помнил еще времена Французского Индокитая, городской рынок. Оставил на потом плавучий базар и чамскую деревню с мечетями.

Паромная переправа через Бассак
Переправа через реку Бассак (Хау)

Поужинал за смешные 20 000 донгов, потом еще погулял, потом сел пить кофе на берегу реки Бассака, по которой в темноте сновали прогулочные лодки и какие-то паромчики. До границы с Камбоджей было всего полтора километра вверх по реке. Надо было идти в отель и готовиться к следующему дню, с этим настроем и вернулся, ведь завтра меня ждала поездка в Батюк.

Пасхальная служба в католическом Храме
Конец пасхальной службы в католическом храме